gali_s: (Default)
[personal profile] gali_s
"О великой русской культуре и о ее возможной вине уже сказано много. На мой взгляд, проблема заключается уже в эпитете "Великая". По отношению к чему эта торжественность и избыточность? По отношению к другим культурам? Кстати формирование имперского мышления восточных славян началось еще в 14-м веке с появления терминов великороссы и малороссы. Оттуда и тянется та мысль, что украинский — это какой-то недоязык. Но это пренебрежение по отношению к другим может быть таковым и по отношению к своим. Ценность человеческой жизни ничтожна по отношению к целям Великой Державности.
Но я сейчас говорю не о культуре в целом, а только о языке. Он же у нас тоже "великий и могучий". Все та же избыточность и торжественность! В этом стремлении показаться очень большим и сильным есть что-то инфантильное. Или даже животное, — некоторые звери изо все сил стараются казаться больше по размеру, чтобы испугать противника. Как и любая система знаков язык может быть рассмотрен и как просто средство общения, и как самостоятельная сущность, как метод мышления и резервуар той самой культуры. Это поняли только в 20-м веке. Знаменитая и спорная гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа предлагала считать язык влияющим на наше мышление или полностью определяющим его. Конечно же, процессы влияния взаимные, — человек творит и меняет язык, а язык определяет его мышление. Известный пример: в европейских языках для снега обычно есть только одно слово, а у эскимосов — множество. Действительность потребовала создать это множество и теперь человек, владеющий языком эскимосов "видит" эту действительность, а не владеющий — нет.
Наш великий и могучий русский язык создал множество слов для нашей исключительности, уникальности и непохожести на других. Кроме того, он создал множество слов для агрессии и насилия, просто потому, что Россия была в течение долгого времени полем социальных экспериментов с необходимым для этого жестким ресентиментом. Конечно же, на русском языке можно говорить и о любви. Ведь именно на нем написано всем известное "Я помню чудное мгновенье..." Но только это всем известное, потому что изучают в школе, а чтобы в этой школе начать мыслить такими словами, надо как-то "вывалиться" их обыденного языка насилия и принуждения, царствующего там. И поэтому школьники корчатся от отвращения, когда их заставляют учить наизусть стихи Пушкина. Кстати, Пушкина символом великой и исключительной русской культуры сделал Сталин (в тот же исторический период, когда и создана упомянутая гипотеза). И вот теперь для пары молодых людей, испытывающих друг к другу симпатию, русский язык как-то не очень находит слова для этой симпатии, в лучшем случае говорится так, — ну ладно, давай что ли жить вместе... Зато уж когда начнут жить вместе, русский язык предложит множество слов и выражений для ссор и манипуляций. Вероятно поэтому пропаганда на русском языке очень эффективна. [...]"
ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ
Андрей Великанов
------------
Для меня лично русский язык имеет только функциональную ценность, коммуникативную. Я этого никогда не скрывала. И никаких придыханий не испытывала. Слишком много я знаю о насильственной русификации Украины. По роду своей первой профессии. Я понимаю, что для тех, кто родился в России, русский язык имеет другую ценность. Но я исключительно о себе.
Эту цитату я привела как свидетельство того, что русские в России тоже стали анализировать роль русского языка в несколько непривычном для них свете.

Могу ещё добавить то, что писала как-то давно уже и в другом контексте. По сравнению с французским, в русском языке большой недостаток и бедность любовной лексики. И она неприличная, по большей части. То, что можно обсуждать в приличном франкоязычном обществе, в русскоязычном невозможно себе представить. Как и разбор со студентами на лекции по литературе фрагментов из маркиза де Сада - как образца литературы либертинажа (да-да, у либертинажа тоже нет адекватного эквивалента в русском языке). А я присутствовала на такой лекции. Ничего особенного и неприличного на ней не происходило. И ещё столкнулась с диким переводом Жапризо (детектив "Убийственное лето") на русский - в одном выбросили треть, наверное, а в другом эта треть была написана каким-то адским грязным языком, который хочется развидеть.

То, что в быту я стала всё чаще переходить на украинский, тема для другого поста, наверное.

Date: 2022-03-31 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] lolique.livejournal.com
прочитала с интересом.

цитата о "великом и могучем" висела на большом плакате в моей школе в моем классе. прямо рядом с доской.

и вот десять лет сидели мы там и смотрели на эту цитату. каждый день! и так она меня бесила еще когда я была ребенком.

я прямо ощущала, что это тупость и предвзятость.
половина класса (узбеки) тоже взирали на эту цитату с долей здорового сомнения.

Date: 2022-03-31 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com
"Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!"
У меня в классе висело нечто из этой оперы. Но великий и могучий тоже прыгал из всех углов.

Для узбеков, чей язык не принадлежит к одной языковой группе с русским, и Россия даже физически далековата, это вообще дичь.

Теперь представители русского мира любят развивать тему о том, как все мы (жители бывших республик) пользуемся великим и могучим. Как будто это был наш выбор.
Скоро ещё в соотечественники запишут.

Date: 2022-03-31 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lolique.livejournal.com
У меня нет ненависти к русскому языку.
Но многое связанное с русским миром довольно блевотное.

Например уроки узбекского языка в русской школе шутливо назывались «ребятам о зверятах». Это русские так шутили.

Русские дети это были ребята, а узбекские зверята. Здравствуй, дружба народов, интернационал, свинарка и пастух и прочий бред.

Date: 2022-03-31 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com

У нас в школах освобождали от уроков украинского тех, кто был русский по национальности (хоть и родился в Украине). Не автоматически, по письменному заявлению родителей. Многие пользовались этим правом, считая его справедливым.

Ребятам о зверятах - без комментариев…. Само за себя говорит.

Date: 2022-03-31 07:25 pm (UTC)
eta_ta: (B+W)
From: [personal profile] eta_ta (from livejournal.com)
так, например, освободили и меня — и я была этому очень рада, т.к. мне было 9лет и кроме школы, я ходила на спортивное плаванье в бассейн азовстали + муз. студию по классу фоно, и жизни мне итак не было — а тут ещё иностранный язык учи!
потом мы уехали из украины, и язык мне не понадобился ещё 20 лет.
но тогда это оказался совсем другой язык, никаких "як умру то поховайте", зато много шлякiв що трафляють, и прочего красочного взаимовлияния диалектов

ps
....a м.б. меня и не освобождали... иначе откуда бы я знала про тарасову могилу? освобождали меня, наверное, позже, в 5м классе, и от другого языка, который я видела только на транспарантах.

Edited Date: 2022-03-31 07:53 pm (UTC)

Date: 2022-03-31 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com

Ты осознаёшь, что рассуждаешь с довольно имперской позиции?
Это русский был иностранным в Украине, а не украинский в Украине.

Я не разделяю твоего отношения ни к языку, ни к Украине, ты это и так знаешь. Меня можно записать в националисты, я не обижусь.))
И тебя переубеждать не буду.

Скорее всего, ты должна была отсиживать/присутствовать на этих уроках, потому что гулять без присмотра ребёнка не могли отпустить.
Во всяком случае, именно так было с моим мужем, потому что он переехал в Украину уже в школьном возрасте и от украинского его освободили. Но все стихи он прекрасно помнит, потому что он их прослушивал как минимум 30 раз подряд, когда их сдавали наизусть.))

edited: затмение нашло

From: [personal profile] eta_ta - Date: 2022-03-31 08:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-04-01 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] henic.livejournal.com
Я другой национальности, но тоже мог получить освобождение. А один белорус таки получил (но он переехал недавно и украинский совсем не понимал). Родители думали сделать, классуха сказала: у него и так проблемы c одноклассниками, вы хотите добавить? Учил, да нормально, если понимаешь язык изначально, какие проблемы?

Сейчас, когда изредка случаются знакомства с противоположным полом, все-таки очень смотрю на общий язык. Шоподелать, если на остальных я даже близко не могу выразить мысль столь же точно.

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] henic.livejournal.com - Date: 2022-04-01 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] henic.livejournal.com - Date: 2022-04-01 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 01:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 02:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] henic.livejournal.com - Date: 2022-04-02 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-02 02:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] henic.livejournal.com - Date: 2022-04-02 05:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-02 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] henic.livejournal.com - Date: 2022-04-02 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burum-bum.livejournal.com - Date: 2022-04-02 12:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-02 12:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burum-bum.livejournal.com - Date: 2022-04-02 12:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burum-bum.livejournal.com - Date: 2022-04-02 01:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-02 02:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burum-bum.livejournal.com - Date: 2022-04-02 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-02 12:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burum-bum.livejournal.com - Date: 2022-04-02 06:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-31 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com
и по сравнению с английским и немецким лексика беднее вообще

Date: 2022-03-31 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com
Насколько я знаю, считается, что русский богат суффиксами, т.е. разными формами одного слова/корня. В то время, как английский богаче за счёт синонимов.

Date: 2022-03-31 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com
насколько я понимаю, не только английский богаче за счет синонимов, но он особенно.
В русском суффиксы — дааа, зато в немецком приставки могут вообще неузнаваемо изменить смысл слова

Date: 2022-04-01 03:42 am (UTC)
From: [identity profile] henic.livejournal.com
Английский нажрал слов со всех сопредельных территорий. А это много языков. И у него история более долгая. Мне трудно сравнивать, но понимающие говорят, разные лиги по объему.

Date: 2022-04-01 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com
Я тоже не могу адекватно оценить.
Но русский-то тоже нажрал будь здоров.

Date: 2022-03-31 07:00 pm (UTC)
eta_ta: (B+W)
From: [personal profile] eta_ta (from livejournal.com)
заметим в сторону, что г. Великанов повторяет [как по-русску "debunked"?!] тропы, неверность клоторых многократно доказана.
как-то: хлёсткую фразу о множестве эскимосских слов для разновидностей снега.
вот уж действительно: известный пример академического вранья.

See, f.ex, https://languagehat.com/eskimo-words-for-snow/
Edited Date: 2022-03-31 07:01 pm (UTC)

Date: 2022-03-31 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com

Но (любим мы его) согласны мы с ним не за это.)

Date: 2022-03-31 07:18 pm (UTC)
eta_ta: (B+W)
From: [personal profile] eta_ta (from livejournal.com)
well, он приводит это враньё как "известный пример" доказывающий его основное положение/ гипотезу. автоматически, раз мы знаем точно, что пример — враньё, гипотеза становится сомнительной.

не скажу, что я с ним согласна на 100%. он привносит вольно-отпущенные (отпущенные на волю, т.с.) эмоции в лингвистическую, научную сферу. всё это пахнет довольно дурно и говорит скорее о его собственном недостатке культуры.

о любовном языке: а что в украинском с любовным словарём (ммм...вокабуляром? чьёрт, как это будет по-русску?)

Date: 2022-03-31 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com
Я с ним согласна по многим пунктам. Даже если не все его аргументы корректны. Основная мысль вполне ясна.

Этот пост о русском языке, именно он довёл до Киева, не украинский в Москву.
Но украинский в целом мягче и нежнее русского. О любви на нём говорить легче.

Date: 2022-03-31 09:26 pm (UTC)
eta_ta: (B+W)
From: [personal profile] eta_ta (from livejournal.com)
ты привносишь свои смыслы в пост великанова.
он говорит что язык отражает социальные изменения и практический опыт народа (ага, "реальность данная нам в ощущении"); что страна жившая внутри социального-политического-экономического эксперимента долгое время меняет свой менталитет под воздействием — и это отражается в языке.
с этим я согласна.
например, я ясно вижу разницу между языком людей во время моего отъезда — и тем на какой жуткой смеси блатняка, калек с английского и региональных диалектизмов они научились разговаривать и что у них считается литературным языком по прошествии 30 лет.
а ведь я уезжала отнюдь не в вегетарианские времена! и тогда в образованных кругах было принято сетовать на засорение литературного русского — всё познаётся в сравнении, как обычно.

относительно цитаты — как-то за возмущением имперским мышлением на минуточку забылось, чья и почему эта цитата. напомню: тургенев писал это стихотворение в прозе будучи заграницей (кажется, в италии?) в россии он вообще жил мало, сравнивая с общей длиной его жизни. при этом он был писатель исключительно русский, писал по-русски и для русской публики; натурально, его отношение к языку было пристрастным, да ещё окрашено ностальгией. то же случилось потом списателями в сходной ситуации — например, с набоковым (и он тоже говорил и думал на языках эмиграции совершенно свободно, но русский остался его приоритетным языком). кажется, в даре он даже с-остроумничал, что в эмиграции роскошью в аристократических семьях стало учить детей русскому, как до того было знаком аристократизма учить их немецкому, франц. и англ.

продолжим цитату: великий, могучий, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ. вот в этом главный смысл: человек уехавший в эмиграцию потому что на родине не мог быть свободным и не мог говорить правду, пользуется родным языком, который один — среди окружающей его иностранной, иноязыкой среды - его поддержка и опора; его инструмент, которым он пользуется для передачи своей правды, своих свободных мыслей — тем кто несвободен, и кто разделяет сним этот язык.

относительно языка любви...я думаю, язык изменяется с нравами. наверное, лет 200 назад и на русском можно было выражать нежные чувства никак не грубее француского или украинского.
Edited Date: 2022-03-31 09:29 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-03-31 09:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] eta_ta - Date: 2022-04-01 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] eta_ta - Date: 2022-04-01 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 07:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] eta_ta - Date: 2022-04-01 07:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 08:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] eta_ta - Date: 2022-04-01 10:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 11:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-03-31 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] shi-ra.livejournal.com
Никогда не понимала ни великость, ни могучесть.

Date: 2022-03-31 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com
Ни то, ни другое не может быть характеристикой языка. А только лишь пропагадистский приём. Потому и выглядит как бред при ближайшем рассмотрении.

Date: 2022-04-02 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] burum-bum.livejournal.com
это обратная сторона нежелания говорить по-русски, потому что россия кого-то захватила и подчинила. язык виноват в ассоциациях ))

Date: 2022-04-01 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Я к языку отношусь... ну я не знаю, как к руке или ноге, из от меня не отделить (можно, пожалуйста не надо). Очень хочу доучить английский до уровня что бы читать любимые книги с удовольствием, но ДНК не поменять, мой язык другой.

"Все, что есть у меня, -
это мой самоцветный язык.
Без всего остального
беглец обходиться привык.
Но язык мой, наследство мое и спасенье моё,
мы с собой унесли, убегая из этих краёв,
из продрогшей, проклятой, до боли любимой земли,
той, которой клялись, - и какую спасти не смогли
от безумия, подлости, дна - не сумели сберечь,
сохранили лишь память и нашу бесценную речь.
И теперь окликаем друг друга в глухой пустоте,
перекличка имен, позволяющих дальше лететь,
заклинанья певучих, не тающих в памяти строк,
не утратить себя только ты, наш язык, нам помог.
Не поверить кикиморьей грязи и хрипу волков,
не поддаться на сладкую патоку, липкую слизь,
отказаться от жирного блеска имперских орлов,
от блина на лопате, от шепота: сдайся, смирись…
Мой прекрасный язык, ниспадающий вечным дождем,
мой ужасный язык, бормотанье, хтонический вой,
Мой истерзанный, раненый, певчий, свободный и злой,
мой заветный, мой русский язык, мой единственный дом."

Date: 2022-04-01 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com
О, я прекрасно понимаю, что для рождённых в России русский язык это совершенно другая ценность, нежели для всех остальных.
Он и для меня основной. Тот, на котором я думаю. Хотя и с заметными добавками украинского, иврита и немножко французского (среда влияет). Но отношение к нему сложное. В свете того, что происходило с Украиной раньше, и того, что происходит сейчас. Язык - инструмент, и никуда от этого не деться.
Очень много русскоязычных в Украине сейчас перешли на украинский. Это как защитная реакция.
Вообще, конечно, всё так сложно... Что трудно какие-то выводы делать, анализировать. Наверное, позже будет много материала для исследований.

Date: 2022-04-01 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Если мы не хотим говорит на языке убийц, нам придётся молчать, потому что вся история это сплошные убийства, на том мы и выросли.

Нас это всё шокирует потому что касается лично, а, по сути, ничего нового не происходит.

Date: 2022-04-01 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com

Это больше про язык врага, мне кажется. Чтобы как-то отличаться, дистанцироваться.
К тому же это ведь был формальный повод - русскоговорящие. И мы видим теперь стремление этот повод устранить.
И способ сохранить суверенность, свою идентичность.

Но в целом, сейчас не до размышлений, конечно. Всё происходит спонтанно.

Date: 2022-04-01 02:08 am (UTC)
From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Для Украины это несомненно.
А таким как я что делать? Получается, что ничего.

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 02:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2022-04-01 02:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 02:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2022-04-01 02:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 02:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2022-04-01 03:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 03:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2022-04-01 03:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gali-s.livejournal.com - Date: 2022-04-01 02:16 am (UTC) - Expand

Profile

gali_s: (Default)
gali_s

November 2025

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Nov. 6th, 2025 05:43 am
Powered by Dreamwidth Studios